Цель деятельности Службы заключается в обеспечения обучающимся психолого-педагогических условий, способствующих максимальному достижению ими образовательных результатов в соответствии с требованиями ФГОС, путём осуществления комплекса просветительских, профилактических, диагностических, консультативных, коррекционное-развивающих и экспертных мероприятий.
Достижение данной цели осуществляется через решение следующих задач:
- участие в психолого-педагогической экспертизе (оценке) особенностей образовательной среды, в аналитической и прогностической деятельности педагогического коллектива; определение психологических факторов, способствующих и препятствующих повышению качества образования;
- создание психолого-педагогических условий, обеспечивающих преемственность содержания и форм организации образовательной деятельности при переходе на следующий уровень образования с учётом специфики возрастного психофизического развития обучающихся;
- создание психолого-педагогических условий для обеспечения дифференциации, индивидуализации и профилизации обучения, достижения обучающимися планируемых результатов образования с учётом их возрастных, индивидуальных, психофизических особенностей, способностей, интересов и предпочтений;
- создание психолого-педагогических условий для обеспечения психологически комфортной и безопасней образовательной среды, способствующей сохранению и укреплению психологического здоровья воспитанников и обучающихся в процессе обучения и воспитания, профилактика социальной дезадаптации;
- повышение психолог-педагогической компетентности субъектов образовательного процесса.
Деятельность сотрудников Службы осуществляется по трем основным направлениям:
- обеспечение психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса реализации основных образовательный программ;
- обеспечение комплексного психолого-педагогического сопровождения создания специальных условий образования обучающимся с ОВЗ/инвалидностью;
- предоставление психолого-педагогической помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных образовательных программ, в своем развитии и социальной адаптации.
Основные направления деятельности Службы реализуются через следующие виды работы:
- Экспертная работа.
- Диагностическая работа
- Информационно-просветительская работа.
- Профилактическая работа.
- Организационно-методическая работа.
ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ СЛУЖБЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО И СОЦИАЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ НА 2020-2021 УЧЕБНЫЙ ГОД
Задача
|
Сроки
|
Мероприятие (содержание работы)
|
Категория участников
|
Ответственные исполнители
|
Ожидаемый результат
|
Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса, реализации основных образовательных программ в соответствии с ФГОС
|
ПП-сопровождение процесса адаптации воспитанников дошкольного отделения к условиям детского сада
|
Сентябрь-октябрь
|
Мониторинг адаптации воспитанников младшей группы к условиям дошкольного отделения
|
Воспитанники младших групп
|
Воспитатели, педагоги-психологи дошкольных групп
|
Выявление воспитанников, испытывающих трудности в адаптации
|
Сентябрь-октябрь
|
Проблемно-ориентированная информационная и консультативная поддержка педагогов и родителей дошкольников по вопросам адаптации к детскому саду
|
Родители и педагоги воспитанников младших групп
|
Воспитатели, педагоги-психологи дошкольных групп
|
Повышение психолого-педагогической компетентности родителей и педагогов в вопросах адаптации детей к детскому саду
|
ПП-сопровождение процесса подготовки дошкольников к переходу на начальный уровень образования
|
2-е полугодие
|
Мониторинг готовности воспитанников к школьному обучению
|
Воспитанники подготовительных групп
|
Воспитатели, педагоги-психологи дошкольных групп
|
Определение уровня готовности детей к школе
Выявление воспитанников с недостаточным уровнем готовности к школьному обучению
|
В течение года
|
Проблемно-ориентированная информационная и консультативная поддержка педагогов и родителей по вопросам психологической готовности детей к школьному обучению
|
Воспитанники подготовительных групп
|
Педагоги-психологи
|
Повышение ПП-компетентности субъектов образовательного процесса в сфере профилактики и преодоления дезадаптивного поведения
|
ПП-сопровождение процесса адаптации первоклассников к обучению в школе
|
Сентябрь-октябрь
Февраль
|
Мониторинг адаптации первоклассников к условиям обучения в школе
|
Обучающиеся 1-х классов
|
Педагоги-психологи, классные руководители
|
Выявление обучающихся с признаками дезадаптации
|
Октябрь — февраль (по запросу)
|
Групповая работа с обучающимися 1-х классов по профилактике и преодолению школьной дезадаптации
|
Обучающиеся 1-х классов
|
Педагоги-психологи
|
Повышение уровня адаптации первоклассников к обучению в школе
|
В течение года
|
Проблемно-ориентированная информационная и консультативная поддержка педагогов и родителей по вопросам психологической готовности детей к школьному обучению
|
Педагоги
Родители детей 1-х классов
|
Педагоги-психологи, классные руководители
|
Повышение ПП-компетентности субъектов образовательного процесса в сфере профилактики и преодоления дезадаптивного поведения
|
ПП-сопровождение процесса адаптации обучающихся 5-х классов к обучению на основном уровне общего образования
|
Октябрь-январь
|
Мониторинг адаптации пятиклассников к основному уровню общего образования
|
Обучающиеся 5-х классов
|
Педагоги-психологи, классные руководители
|
Выявление обучающихся с признаками дезадаптации
|
Октябрь-февраль
|
Групповая работа с обучающимися 5-х классов по адаптации к основной ступени образования
|
Обучающиеся 5-х классов
|
Педагоги-психологи
|
Повышение уровня регулятивных УУД, развитие навыков самоорганизации
|
В течение года
|
Проблемно-ориентированная информационная и консультативная поддержка педагогов и родителей по вопросам адаптации к основной ступени общего образования
|
Педагоги
Родители детей 5-х классов
|
Педагоги-психологи
|
Повышение ПП-компетентности субъектов образовательного процесса в сфере профилактики и преодоления школьной дезадаптации
|
Профилактика социальной дезадаптации обучающихся
|
Сентябрь
Январь
|
Мониторинг «группы риска»
|
Обучающиеся 5-11-х классов
|
Педагоги-психологи, социальные педагоги
|
Определение группы детей с высоким уровнем факторов риска
|
Октябрь-апрель
|
Профилактическая групповая работа с обучающимися 5-11 классов по формированию ценностных установок на здоровый и безопасный образ жизни
|
Обучающиеся 5-11-х классов
|
Педагоги-психологи, социальные педагоги
|
Профилактика социальной дезадаптации
Повышение компетенций социального взаимодействия
Поддержание эмоционально-комфортной обстановки
|
Октябрь-апрель (по запросу)
|
Групповая работа с обучающимися по профилактики конфликтов, развитию компетенций конструктивного воздействия
|
Обучающиеся 5-11-х классов
|
Педагоги-психологи, социальные педагоги
|
В течение года
|
Индивидуальное консультирование «группы риска»
|
Обучающиеся 5-11-х классов
|
Педагоги-психологи, социальные педагоги
|
Преодоление и профилактика дезадаптивного поведения и состояния
|
В течение года
|
Динамическое наблюдение за состоянием обучающихся «группы риска»
|
Обучающиеся 5-11-х классов
|
Педагоги-психологи, социальные педагоги
|
В течение года
|
Проблемно-ориентированная информационная и консультативная поддержка педагогов и родителей по вопросам социальной адаптации, формированию ценностей ЗОЖ и БОЖ у обучающихся
|
Обучающиеся 1-11-х классов
|
Педагоги-психологи, социальные педагоги
|
Повышение ПП-компетентности субъектов образовательного процесса в вопросах социальной адаптации, формирование ЗОЖ и БОЖ у обучающихся
|
ПП-сопровождение обучающихся на этапе предпрофильного и профильного обучения
|
В течение года
|
Исследование профессиональных склонностей обучающихся 8-9, 10-х классов
|
Обучающиеся 8-10-х классов
|
Педагоги-психологи
|
Ориентировка в выборе профиля обучения с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося
|
Индивидуальное профориентированное консультирование
|
Обучающиеся 8-10-х классов
|
|
Март-апрель
|
Исследование личностных особенностей обучающихся 6-7-х классов при выборе профессии
|
Обучающиеся 6-7-х классов
|
Педагоги-психологи
|
Сентябрь-октябрь
|
Групповая работа с обучающимися 2-4-х классов «Мир профессии»
|
Обучающиеся 2-4--х классов
|
Педагоги-психологи
|
Ноябрь-февраль
|
Просветительская работа с обучающимися 8-9-х классов по ознакомлению с колледжами и ВУЗами (совместные мероприятия с представителями учебных заведений)
|
Обучающиеся 8-9-х классов
|
Педагоги-психологи, заместители директора по управлению содержанием образования, классные руководители
|
Ознакомление обучающихся с системой СПО, расширение представлений о сферах профессиональной деятельности
|
Октябрь-май
|
Проблемно-ориентированная информационная и консультативная поддержка педагогов и родителей по вопросам профессионального самоопределения «Кто выбирает? Как выбирает? Что выбирает?»
|
Родители
Педагоги
Обучающиеся 8-11-х классов
|
Педагоги-психологи, классные руководители
|
Повышение ПП-компетентности субъектов образовательного процесса в вопросах профессионального самоопределения
|
ПП-сопровждение подготовки обучающихся к итоговой аттестации
(ОГЭ и ЕГЭ)
|
Ноябрь-январь
|
Мониторинг уровня психологической готовности обучающихся к сдаче ОГЭ и ЕГЭ
|
Обучающиеся 9-х, 11-х классов
|
Педагоги-психологи, классные руководители
|
Определение особенностей психологической готовности обучающихся к сдаче ГИА, выявление «группы риска»
|
Январь
|
Групповые развивающие занятие «Методы запоминания информации»
|
Обучающиеся 9-х, 11-х классов
|
Педагоги-психологи
|
Обучение мнемоническим методам запоминания для успешной подготовки к ГИА
|
Февраль-март
|
Групповое развивающее занятие «Эффективные методы саморегуляции при подготовке и сдаче экзаменов»
|
Обучающиеся 9-х, 11-х классов
|
Педагоги-психологи
|
Повышение уровня стрессоустойчивости как фактора успешной сдаче ГИА.
Овладение навыками саморегуляции и приемам самопомощи при стрессовых ситуациях
|
Март
|
Круглый стол для обучающихся выпускных классов «Как себя вести на экзаменах?», «Что я знаю про ГИА?»
|
Обучающиеся 9-х, 11-х классов
|
Педагоги-психологи
|
Повышение уровня информированности о проведении процедуры ЕГЭ и ОГЭ как один из приемов повышения уровня стрессоустойчивости при сдаче экзамена
|
Октябрь-апрель
|
Индивидуальная консультативная работа с обучающимися 9-х классов и 11-х классов, диагностика, консультирование
|
Обучающиеся
9-х, 11-х классов
|
Педагоги-психологи
|
Определение индивидуальных особенностей психологической готовности обучающихся, выработки стратегии подготовки и сдачи ГИА
|
Декабрь-март
|
Проблемно-ориентированная информационная и консультативная
|
Родители
Педагоги
|
Педагоги-психологи
|
Актуализация взаимодействий «педагог-ученик» и «родитель-ученик» в качестве ресурса для преодоления экзаменационного стресса и формирование позитивного настроя к сдаче ГИА
|
Февраль
|
Выступление на родительских собраниях «Поддержка и помощь родителей при ГИА»
|
Обучающиеся
9-х, 11-х классов
|
Педагоги-психологи
|
Повышение компетентности родителей в вопросах практических способов
|
Оказание психолого-педагогической помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении ООП, развитии и социальной адаптации
|
Оказание ПП-помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении ООП, развитии и социальной адаптации
|
Сентябрь
Январь
|
Мониторинг по выявлению обучающихся, испытывающих трудности в освоении ООП, развитии и социальной адаптации (экспертная карта, скрининг)
|
Обучающиеся 1-8 классов
|
Специалисты СППС
|
Выявление обучающихся, испытывающих трудности в освоении ООП, развитии и социальной адаптации
|
В течение года
|
Индивидуальная диагностика обучающихся по запросу родителей (законных представителей)
|
Обучающиеся 1-8 классов
|
Специалисты СППС
|
Октябрь-апрель
|
Проведение коррекционно-развивающей работы с обучающимися педагогом-психологом по заключению ППк
|
Обучающиеся, испытывающие трудности в освоении ООП, развитии и социальной адаптации
|
Педагоги-психологи
|
Помощь в преодолении выявленных трудностей
|
Октябрь-апрель
|
Проведение коррекционно-развивающей работы с обучающимися учителем-логопедом по заключению ППк
|
Учителя-логопеды
|
В течение года
|
Психолого-педагогическое консультирование обучающихся, их родителей (законных представителей) и педагогических работников с целью преодоления выявленных трудностей
|
Родители
Педагоги
Обучающиеся, испытывающие трудности в освоении ООП, развитии и социальной адаптации
|
Специалисты службы
|
В течение года
|
Динамическое наблюдение за состоянием развития обучающихся, испытывающих трудности в освоении ООП, развитии и социальной адаптации
|
Обучающиеся, испытывающие трудности в освоении ООП, развитии и социальной адаптации
|
Специалисты службы
|
Оценка эффективности оказания ПП-помощи
|
Январь-май
|
Итоговое скрининговое обследование обучающихся, получивших ПП-помощь
|
Обеспечение комплексного психолого-педагогического сопровождения создания специальных условий образования обучающимися с ОВЗ (инвалидностью)
|
Специальная поддержка обучающихся с ОВЗ
|
Сентябрь
Январь
Май
|
Комплексное психолого-педагогическое обследование обучающихся с ОВЗ: первичное, динамическое, итоговое
|
Обучающиеся с ОВЗ
|
Специалисты ППК
Специалисты службы
|
Определение характера трудностей, дефицитов и ресурсов обучающегося
Разработка ИОМ
Оценка эффективности реализации ИОМ
|
Октябрь-апрель
|
Проведение педагогом-психологом коррекционно-развивающей работы с обучающимися
|
Обучающиеся с ОВЗ
|
Педагоги-психологи
|
Формирование и коррекция познавательных процессов, эмоционально-личностной сферы, коммуникативной сферы, профилактика и коррекция нежелательного поведения
|
Октябрь-апрель
|
Проведение учителем-логопедом коррекционно-развивающей работы с обучающимися
|
Обучающиеся с ОВЗ
|
Учителя-логопеды
|
Формирование и коррекция речевой сферы
|
Октябрь-апрель
|
Проведение учителем-дефектологом коррекционно-развивающей работы с обучающимися
|
Обучающиеся с ОВЗ
|
Учителя-дефектологи
|
Коррекционная помощь в овладении базовым содержанием образования
|
В течение года
|
Психолого-педагогическое консультирование обучающегося с ОВЗ, родителей (законных представителей) и педагогических работников
|
Обучающиеся с ОВЗ
|
Педагоги-психологи
|
Повышение психолого-педагогической компетентности субъектов образовательного процесса
|
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ
Психологическая служба школы
Главная цель деятельности психологической службы школы - это психологическое здоровье детей.
Задачи школьного психолога - реализация в работе с детьми возможностей, резервов развития каждого возраста; развитие индивидуальных особенностей детей; создание условий для их психологического здоровья и личностного развития.
Психологическая служба общеобразовательной школы должна обеспечить каждому ребенку индивидуальную траекторию развития с учетом его психофизиологических особенностей, способностей и склонностей, максимально возможную самореализацию его личности. При правильной организации работы психологической службы школы возможно преодолеть узкопрофессиональное отношение педагогов к ребенку.
Кроме задач, связанных с развитием личности ребенка перед школьным психологом ставятся задачи взаимодействия с учителями: создание условий для их психологической поддержки, оказание помощи в решении профессиональных и личностных проблем, а также проблем эмоционального перенапряжения учителей.
Организация работы психологической службы может осуществляться в виде индивидуальных и групповых форм таких, как тестирование, беседа с учащимися, родителями и педагогами, мониторинг психического развития, в виде определенных терапевтических приемов, тренингов и др.
Выделяют несколько видов деятельности школьного психолога: психопрофилактика, консультативно - просветительская работа, психодиагностика с последующей психологической коррекцией.
Психопрофилактика - специальный вид деятельности, направленный на сохранение, укрепление и развитие психологического здоровья детей на всех этапах детства. Она предполагает:
- ответственность за соблюдение психологических условий, необходимых для полноценного психологического развития и формирования личности ребенка;
- своевременное выявление таких особенностей ребенка, которые могут привести к определенным сложностям, отклонениям в его интеллектуальном и эмоциональном развитии, в его поведении и отношениях;
- предупреждение возможных осложнений в связи с переходом детей на следующую возрастную ступень.
Психопрофилактическая работа может проводиться как с отдельными детьми и группами детей, так и с педагогами, родителями и теми, кто оказывает влияние на развитие ребенка.
Психопрофилактика в чистом виде применяется весьма редко. Выявление таких особенностей ребенка, которые могут привести к определенным сложностям и отклонениям в его развитии и предупреждение возможных осложнений в связи с переходом детей на следующую возрастную ступень предполагает использование психодиагностики.
Важным направлением деятельности школьного психолога является его консультативно-просветительская работа. Психолог видит каждого ребенка или взрослого не самого по себе, а в сложной системе межличностного взаимодействия и осуществляет консультирование в единстве с другими видами работы и анализируя ситуацию в целом. Консультации должны проводиться для воспитателей, учителей, администрации, учащихся, родителей. Они могут быть индивидуальными или групповыми.
Доктор психологических наук, профессор, академик РАО Дубровина И.В. выделяет проблемы, с которыми обращаются к психологу взрослые. Так, учителей чаще всего беспокоят трудности в усвоении детьми программы обучения, нежелание и неумение учиться, эмоциональные и личностные нарушения и др. Родителей - как готовить детей к школе, отсутствие интересов у детей, нежелание учиться, плохая память, рассеянность, агрессивность и др. Школьников беспокоят вопросы взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, самовоспитание, профессиональное и личностное самоопределение и др.
Психологическое просвещение представляет собой формирование у обучающихся и их родителей, у педагогических работников и руководителей потребности в психологических знаниях, желания использовать их в интересах собственного развития; создание условий для полноценного личностного развития и самоопределения обучающихся на каждом возрастном этапе, а также в своевременном предупреждении возможных нарушений в становлении личности и развитии интеллекта.
Психологическое просвещение педагогов направлено на создание условий, в которых они могли бы получить необходимые психолого-педагогические знания и навыки для построения взаимоотношений со школьниками и коллегами; осознания и осмысления себя в профессии. Психологическое просвещение родителей может быть направлено на ознакомление родителей с актуальными проблемами детей, насущными вопросами, которые решают их дети в данный момент школьного обучения и психического развития. Психологическое просвещение школьников возможно как во время индивидуального консультирования, так и через организацию кружковой работы и факультативных занятий по психологии. Существуют и другие формы психологического просвещения: лекции, беседы, семинары, выставки, подборка литературы. Правильно организованная консультативно-просветительская работа школьной психологической службы вносит существенный вклад в повышение эффективности образования.
Третьим направлением в деятельности психолога общеобразовательной школы является психодиагностика_с последующей психологической коррекцией - выявление особенностей психического развития ребенка, сформированности определенных психологических новообразований, соответствия уровня развития УУД, личностных и межличностных особенностей, возрастным ориентирам, требованиям общества Психодиагностика помогает ответить на конкретный вопрос, установить причину определенного психологического явления. Психолог разрабатывает программу дальнейшего развития тех или иных сторон личности, способностей учащихся, следит за выполнением рекомендаций и осуществляет часть коррекционно - развивающей работы, которая состоит из нескольких этапов:
- изучение практического запроса;
- формулировка психологической проблемы;
- выдвижение гипотезы о причинах наблюдаемых явлений;
- выбор метода исследования;
- использование метода;
- формулировка рабочей гипотезы, которая должна обязательно содержать и прогноз дальнейшего развития ребенка, причем прогноз в двух направлениях: при условии, что с ребенком будет своевременно проведена необходимая работа и при условии, что такая работа своевременно проведена не будет.
Психологическая диагностика позволяет получить информацию, о тех особенностях каждого ученика, которые скрыты от непосредственного наблюдения: система отношения к миру, к себе и важным видам деятельности; особенности мотивационно-личностной сферы, эмоциональное самочувствие.
Психологическая диагностика помогает организовать индивидуальную работу с учащимися, которая, может начинаться еще до их поступления в первый класс. Участвуя в приеме ребенка в первый класс, психолог пытается понять его прошлое, условия, в которых он рос и развивался, определить уровень его психологической зрелости, представить перспективу его дальнейшего развития. По результатам обследования психолог дает индивидуальные советы родителям по подготовке ребенка к школе, общению с ним, его развитию.
Взаимодействию психолога со всеми участниками учебного процесса также уделяется важное место в системе работы школьного психолога. Психолог в школе существует достаточно продолжительное время.
Успех взаимодействия психолога с участниками образовательного процесса во многом зависит от позиции психолога. Взаимодействие педагога с психологом должно строиться на добровольных основаниях. Важным моментом в работе психолога является определение им своей позиции и донесении ее до каждого педагога. Если между психологом и педагогом устанавливаются доверительные отношения, возможно посещение уроков психологом и проведение их психолого-педагогического анализа. В этом случае психолог может способствовать профессиональному развитию педагога.
Сотрудничества психолога с классным руководителем является важным аспектом развития психологической службы. Это самый короткий и эффективный путь профессионального погружения психолога в образовательную среду школы. Благодаря классному руководителю психолог узнает, что происходит в классе: как развиваются отношения между учениками, какие проблемы возникают, а какие решаются или уходят на второй план. Сотрудничество школьных психологов с классными руководителями влияет на своевременность и адекватность деятельности психологов, способствует включению психолога в школьное сообщество, поэтому он из узкого специалиста превращается в сотрудника школы, звено школьной системы отношений. В ходе взаимодействия педагогов между собой и психологами постепенно вырабатывается согласованный язык, формируется общий для всего педагогического коллектива контекст, позволяющий преодолевать объективное, узкопрофессиональное отношение к ребенку.
Психологическое сопровождение учащегося включает три компонента. Во-первых, предполагается систематическое отслеживание психолого-педагогического статуса ребенка. Начиная с первых минут нахождения его в школе, бережно и конфиденциально собирается и накапливается информация о различных сторонах его психической жизни. При этом психолог четко определяет, что именно он должен знать о ребенке. Во-вторых, создаются социально - психологические условия для развития личности учащихся и их успешного обучения на основе данных психодиагностики и разработки программы их развития. В-третьих, создаются специальные социально-психологические условия для оказания помощи детям, имеющим проблемы в психологическом развитии и обучении. Данное направление ориентировано на тех школьников, у которых выявлены определенные проблемы с усвоением учебного материала, социально принятых норм поведения, психического самочувствия и др. Для оказания психолого-педагогической помощи таким детям должна быть продумана система действий, конкретных мероприятий, которые позволяют преодолеть или скомпенсировать возникшие проблемы.
Все вопросы, касающиеся психологического сопровождения учащихся, могут рассматриваться на психологическом консилиуме, который является перспективной формой взаимодействия психолога с педагогами и родителями. Психолого-педагогический консилиум представляет собой организационную форму, в рамках которой происходит разработка и планирование единой психологической стратегии сопровождения каждого ребенка в процессе обучения. Консилиум позволяет объединить информацию об отдельных составляющих школьного статуса ребенка, которой владеют педагоги. Учителя, классные руководители и школьный психолог на основе целостного видения ученика с учетом его актуального состояния и динамики предыдущего развития разрабатывают и реализуют общую линию его дальнейшего развития и обучения. Консилиум как коллективный метод изучения учащихся выполняет ряд функций:
- диагностическая - заключается в изучении социальной ситуации развития, определении доминанты развития, потенциальных возможностей и способностей учеников, распознавание характера отклонений в их поведении, деятельности и общении;
- воспитательная включает в себя разработку проекта педагогической поддержки и коррекции в виде ряда учебно-воспитательных мер, рекомендуемых классному руководителю, учителю - предметнику, ученическому активу и др.;
- реабилитирующая предполагает защиту интересов ребенка, попавшего в неблагоприятные условия. Сущность школьной реабилитации состоит в разрушении образа, сложившегося у педагогов и преодолении состоянии психологической незащищенности у учащихся.
Задача психолога в психологическом консилиуме - помочь учителям с разных сторон подойти к оценке интеллектуального развития ребенка, основных качеств его личности, показать сложность и неоднозначность проявлений его поведения, вскрыть проблемы самооценки, мотивации и др., а главное - обеспечить подход к ребенку с оптимистической гипотезой относительно перспектив его дальнейшего развития и наметить реальную программу работы с ним. Психологу важно показать педколлективу ребенка с разных сторон, подчеркнув его положительные стороны и добиться понимания каждым учителем того, что психолог говорит об ученике, чтобы пробудить у учителя сомнения в верности его оценки ребенка и в правильности своих педагогических воздействий и выработать понимание всеми учителями сути личностной проблемы ребенка. Сделать это бывает порой непросто. Из-за своей загруженности или недостаточной профессиональной компетентности учителя склонны к однозначной оценке того или иного ученика. Оценив его внутренне, для себя, они ведут себя по отношению к ребенку соответственно этой оценке, не задумываясь о том, как это может отразиться на настроении и самочувствии школьника. Психолог на консилиуме помогает избежать субъективизма в оценке возможностей детей, построить совместную с педагогами программу действий, направленную на выявление и устранение проблем конкретного школьника, тем самым, снимая всякую оценку ребенка. Психологический консилиум помогает развитию не только детей, но и учителей и всего педколлектива.
Психологическая служба школы может оказать существенную помощь педколлективу в организации индивидуальной работы с учащимися. Наличие в современной общеобразовательной школе большого количества трудных учеников, учеников с личностными проблемами, а также учащихся из социально неблагополучных семей делает проблему индивидуальной работы с учащимися крайне актуальной. Индивидуализация обучения направлена на преодоление несоответствия между уровнем учебной деятельности, который «задают» программы, и реальными возможностями школьников, - подчеркивает Российская педагогическая энциклопедия. При этом «индивидуализация обучения» конкретизируется как организация учебного процесса с учетом индивидуальных особенностей учащихся, позволяющая создать оптимальные условия для реализации потенциальных возможностей каждого ученика.
При организации индивидуального подхода к учащимся вполне естественно участие психолога. При любом индивидуальном подходе необходимо учитывать психологические особенности ребенка. Но в школах, как правило, способы индивидуализации выбираются без согласования с психологом. Способ индивидуализации обучения, основанный на учете особенностей нервной системы учащихся обычно в школах не используется. Между тем, знание типа нервной системы учащегося крайне важно, так как именно оно может подсказать пути индивидуального подхода к ученику. Без психолога этот способ индивидуализации трудно осуществим, а с участием психолога он становится реальным.
Психолог и школьная психологическая служба занимают прочное место в школе. На эффективность работы психологической службы оказывает влияние взаимодействие психолога со всеми участниками учебного процесса: учителями, учащимися, их родителями. Это взаимодействие способствует решению не только непосредственно поставленных перед психологической службой задач, но и оказывает сильнейшее влияние на деятельность учителя. Методическая и психологическая службы становятся единомышленниками, работающими в тесном контакте. Это тот случай, когда использование технологии индивидуального подхода невозможно без психологической диагностики, когда учителю приходится обращаться за помощью к психологу, чтобы сделать обучение комфортным для детей и продуктивным для учителя и школы в целом. Индивидуальный подход к учащимся можно считать зоной пересечения психологической и методической служб школы. При этом очень важна согласованность их действий, общее видение обеими службами перспектив работы и путей ее реализации.
КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ
ГРАФИК РАБОТЫ И ЧАСЫ ПРИЕМА СПЕЦИАЛИСТОВ
Телефон "Горячей линии" ГБОУ Школа № 830 8-926-816-19-06
КОРПУС № 1
СПЕЦИАЛИСТ
|
ФИО
|
ЗАДАТЬ ВОПРОС
|
График приема
|
Социальный педагог
|
Дидора Ирина Андреевна
|
didora.ia@school830.ru
|
Вторник
16:00-18:00
Четверг
10:00-12:00
|
Педагог-психолог
|
Широков Кирилл Викторович
|
shirokov.kv@school830.ru
|
Понедельник 14:30-15:30
|
КОРПУС № 2
СПЕЦИАЛИСТ
|
ФИО
|
ЗАДАТЬ ВОПРОС
|
График приема
|
Социальный педагог
|
Петова Анна Олеговна
|
petova.ao@school830.ru
|
Вторник 14.00-15.00
|
Учитель-логопед
|
Кирюшкина Анна Вячеславовна
|
kiryushkina.av@school830.ru
|
Пятница 12.00-13.00
|
Учитель-логопед
|
Оканева Елена Викторовна
|
okaneva.ev@school830.ru
|
Четверг 18.00-19.00
|
Педагог-психолог
|
Кувшинникова Богдана Григорьевна
|
kuvshinnikova.bg@school830.ru
|
Вторник 09.30-10.20 19.00-20.00
|
Учитель-дефектолог
|
Пепанян Сусанна Марленовна
|
pepanyan.sm@school830.ru
|
Среда 13.00-14.00
|
КОРПУС № 4
Специалист
|
Ф.И.О.
|
Задать вопрос
|
График приема
|
Социальный педагог
|
Матвейкина
Наталья Александровна
|
matveykina.na@school830.ru
|
Понедельник
17.00-18.00
Пятница
10.00-12.00
|
Социальный педагог (отв.за питание)
|
Сорокина
Елена
Игоревна
|
sorokina.ei@school830.ru
|
Понедельник
8.15-10.15
Пятница
15.00-17.00
|
Учитель - дефектолог
|
Голованова
Ольга
Валерьевна
|
golovanova.ov@school830.ru
|
Среда
10.00-12.00
Ул.Свободы,д.3,к1
|
Учитель
дефектолог
|
Якушева
Мария
Александровна
|
gmyzina.ma@school830.ru
|
Понедельник
14.00-17.00
|
Учитель-
логопед
|
Курмалиева
Лилия
Рамазановна
|
kurmaleeva.lr@school830.ru
|
Пятница
15.00-18.00
|
Учитель-
логопед
|
Набатникова
Елена
Викторовна
|
Nabatnikova.ev@school830.ru
|
Среда
16.20-17.20
|
Учитель-
логопед
|
Новикова
Елена
Александровна
|
Novikova.ea@school830.ru
|
Пятница
13.00-14.00
|
КОРПУС № 6
Специалист
|
ФИО
|
Электронная почта
|
График приема
|
Педагог - психолог
|
Клок Марина Анатольевна
|
klok.ma@school830.ru
|
по предварительной записи
|
Учитель-логопед
|
Гусева Наталья Вячеславовна
|
guseva.nv@school830.ru
|
вторник: 08.45 - 9.00
|
Учитель-логопед
|
Хамраева Ольга Сергеевна
|
khamraeva.os@school830.ru
|
вторник: 10.30 - 12.00 среда: 10.30 - 12.00, четверг: 11.00 - 12.00
|
КОРПУС № 7
Специалист
|
ФИО
|
Электронная почта
|
График приема
|
Педагог - психолог
|
Клок Марина Анатольевна
|
klok.ma@school830.ru
|
по предварительной записи
|
Учитель-логопед
|
Гусева Наталья Вячеславовна
|
guseva.nv@school830.ru
|
вторник: 08.45 - 9.00
|
Учитель-логопед
|
Хамраева Ольга Сергеевна
|
khamraeva.os@school830.ru
|
вторник: 10.30 - 12.00 среда: 10.30 - 12.00, четверг: 11.00 - 12.00
|
КОРПУС № 8
Специалист
|
ФИО
|
Задать вопрос
|
График приема
|
Педагог-психолог
|
Чижов Александр Иванович
|
chizhov.ai@school830.ru
|
По запросу родителей
|
Учитель-логопед
|
Мостяева Светлана Олеговна
|
mostyaeva.so@school830.ru
|
Вторник
Среда
Четверг
|
16.30-17.30
08.30-09.00
08.30-09.00
|
Педагог-психолог
|
Фомина Надежда Сергеевна
|
fomina.ns@school830.ru
|
Вторник
Четверг
|
17.00-18.00
08.00-09.00
|
КОРПУС № 10
Специалист
|
ФИО
|
Задать вопрос
|
График приема
|
Педагог-психолог
|
Широкова Кристина Вячеславовна
|
shirokova.kv@school830.ru
|
Понедельник
четверг
|
8.30-9.00
18.00-19.00
|
Учитель-логопед
|
Руденок Марина вячеславовна
|
rudenok.mv@school830.ru
|
Понедельник среда
четверг
|
18.30-19.00
8.35-8.50
13.00-14.00
|
Инфраструктура медицинских и психологических услуг, оказываемых населению бюджетными организациями города Москвы (в т.ч. в кризисных и чрезвычайных ситуациях
Куда обратиться в кризисных и чрезвычайных ситуациях
Бесплатные анонимные Телефоны доверия
Всероссийский Детский телефон доверия (бесплатно, круглосуточно) 8-800-2000-122.
Психологическое консультирование, экстренная и кризисная психологическая помощь для детей и подростков в трудной жизненной ситуации и их родителей.
"Детский телефон доверия" Центра экстренной психологической помощи Московского городского психолого-педагогического университета (бесплатно, круглосуточно) 8 (495) 624-60-01 или 8-800-2000-122.
Психологическое консультирование, экстренная и кризисная психологическая помощь для детей и подростков в трудной жизненной ситуации и их родителей.
∙ Телефон доверия неотложной психологической помощи (Московская служба психологической помощи населению) (бесплатно, круглосуточно): 051 (с городского телефона); с мобильного телефона (МТС, Мегафон, Билайн) 8-495-051 - услуги оператора связи оплачиваются согласно тарифному плану.
Психологическое консультирование взрослых по различным вопросам: острые кризисные ситуации, вопросы личностного развития, семейные или профессиональные проблемы.
∙ Горячая линия "Дети Онлайн" (бесплатно, с 09-00 до 18-00 по рабочим дням) 8-800-250-00-15.
Консультирование взрослых по вопросам: как оградить детей от негативного контента, преследования, шантажа, домогательства в Интернете.
∙ Горячая линия Центра экстренной психологической помощи МЧС России (бесплатно, круглосуточно): 8 (499) 216-50-50 (при звонке из другого города или страны оплачивается междугородняя связь).
Психологическое консультирование взрослых по различным вопросам: острые кризисные ситуации, вопросы личностного развития, семейные или профессиональные проблемы.
Департамент образования города Москвы
ГБОУ города Москвы "Городской психолого-педагогический центр Департамента образования города Москвы" (ГБОУ ГППЦ ДОгМ).
тел.: 8 (499) 172-10-19; 8 (499) 613-52-14
Оказание бесплатной очной психологической помощи детям и их родителям. Проведение мероприятий первого и второго уровней профилактики суицидального поведения обучающихся.
∙ Центр экстренной психологической помощи ГБОУ ВПО "Московский городской психолого-педагогический университет"
г. Москва, Шелепихинская набережная, д. 2А
тел.: 8 (499) 795-15-01; 8 (499) 795-15-07
Оказание экстренной психологической помощи субъектам образовательной среды, психологическое консультирование детей, родителей, работников сферы образования в кризисных ситуациях.
Организация и предоставление учебно-методической помощи специалистам образовательных организаций (по направлениям деятельности центра).
Департамент социальной защиты населения города Москвы
∙ ГБУ «Московская служба психологической помощи населению» Департамента социальной защиты города Москвы (ГБУ МСППН)
г. Москва, 2-ой Саратовский проезд, д. 8, кор. 2
тел.: 8 (499) 173-09-09 и филиалы по округам (пон.-пят. с 9.00 до 21.00, суб. с 9.00 до 18.00).
Консультации по вопросам семьи и брака, детско-родительским взаимоотношениям, внутриличностным конфликтам, психологическому здоровью, профориентации (самостоятельное обращение с 14 лет; для детей от 10 до 14 лет – с родителями). Кризисное очное консультирование (на территории службы); выездная кризисная помощь (на дому), работа бригад быстрого реагирования в связи с ЧС.
Департамент здравоохранения города Москвы
∙ Городское консультативно-психиатрическое диспансерное отделение ГБУ здравоохранения города Москвы "Научно-практический центр психического здоровья детей и подростков им. Г.Е. Сухаревой Департамента здравоохранения города Москвы"
г. Москва, 5-й Донской проезд, д. 21А
тел.: 8 (495) 954-20-74 (пон.-пят. с 9.00 до 18.00, суб. с 9.00 до 14.00)
Стационар, включающий в себя 11 лечебно-диагностических отделений, в том числе отделения для лечения наиболее тяжелых форм психических расстройств (острые психозы, шизофрения, расстройства с выраженными нарушениями поведения и суицидальными проявлениями, умственная отсталость), отделение для комплексной лечебно-реабилитационной и педагогической работы с детьми и подростками с пограничными формами психических расстройств, отделение для совместного пребывания родителей с детьми, боксированное отделение. Особым направлением в работе НПЦ является коррекция нарушений пищевого поведения, в том числе нервной анорексии.
Условия:
- самостоятельное обращение с 15 лет; для детей до 15 лет с родителями;
- обращение по паспорту, полису;
- бесплатные консультации для москвичей; для иногородних: самостоятельное обращение – платно, по направлению Департамента здравоохранения - бесплатно.
МЧС России
Единый номер спасения: 112
∙ Центр экстренной психологической помощи МЧС России
г. Москва, Угловой переулок д. 27 стр. 2, тел: 8 (499) 216-50-53
Оказание экстренной психологической помощи населению, пострадавшему при чрезвычайных ситуациях. Оказание экстренной психологической помощи осуществляется в ходе проведения эвакуации пострадавших, в пунктах временного размещения, при сопровождении массовых и траурных мероприятий, в том числе при проведении процедуры опознания.
Органы, осуществляющие защиту прав несовершеннолетних:
Московская городская межведомственная комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав (за исключением: гражданско-правовых споров, жилищных вопросов, вопросов, находящихся на рассмотрении в судах, в ведении федеральных органов государственной власти):
Почтовый адрес: 125032, ул. Тверская, д. 13. Сайт:htpp://www.mkdn.mos.ru E-mail: moskva.kdn@yandex.ru
Председатель комиссии: Ракова Анастасия Владимировна – заместитель Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам социального развития.
Ответственный секретарь комиссии: Котов Юрий Борисович, т/ф (495)633-65-77.
Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав Северо-Западного административного округа города Москвы: Почтовый адрес: 125362, ул.Свободы, д. 13/2. Председатель комиссии: Пахомова Ирина Юрьевна. Ответственный секретарь: Вершинин Алексей Владимирович, тел.(495)491-98-31.
Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав района Покровское-Стрешнево в городе Москве: Почтовый адрес: 125362, ул. Сободы, д.16. Председатель комиссии: Попов Игорь Александрович. Ответственный секретарь: Бафетрова Елена Юрьевна, тел.(495)490-58-76.
Уполномоченный по правам ребенка в городе Москве: Бунимович Евгений Абрамович. Почтовый адрес: 119019, ул. Новый Арбат, д.15, а/я 49. E-mail:info@ombudsman.mos.ru
Центр «Детство» (консультирование, информирование несовершеннолетних): т/ф 8-499-978-35-42.
Московская служба психологической помощи населению:051 (круглосуточно)
Центр помощи детям «Красносельский» Департамента социальной защиты населения города Москвы: 8-499-975-27-50.
Детский телефон доверия Департамента образования города Москвы (495)624-60-01 (круглосуточно)
Телефон доверия Управления госнаркоконтроля по городу Москве: (495) 316-86-55 (круглосуточно).
Отделение по делам несовершеннолетних ОМВД по району Покровское-Стрешнево в городе Москве: т/ф (495) 490-69-18
Отдел социальной защиты населения по вопросам опеки, попечительства и патронажа района Покровское-Стрешнево в городе Москве: Почтовый адрес: 125362, ул.Свободы ,8/4 , т/ф 8-495-490-68-06.
Список предоставлен ЦЭПП МГППУ, выверен, является актуальным.
Куда обратиться при Интернет – угрозах, если понадобилась помощь?
За психологической помощью:
Горячая линия центра экстренной психологической помощи МЧС России г.Москва 8-499-216-50-50,
Всероссийский детский телефон доверия, 8-800-2000-122, круглосуточно. Звонок с любого телефонного номера, в том числе мобильного — бесплатный.
Детский телефон Доверия по Московскому региону, 8-495-624-60-01, круглосуточно.
Московская служба психологической помощи населению, 051,бесплатно, круглосуточно.
Всероссийский телефон доверия для женщин, подвергшихся насилию "Анна", 8-800-7000-600, c 9 до 21часа по московскому времени.
По вопросам интернет и игровой зависимости
Помощь детям при интернет - зависимости в Морозовской больнице.
Получить консультацию специалиста и записаться на прием можно по телефонам регистратуры Неврологического отделения КДЦ Морозовской ДГКБ ДЗМ (г. Москва Пожарский пер., 7)
- 8-495-695-0159 или 8-495-637-5415
Регистраторам, осуществляющим запись, обязательно надо сказать: "ребенку требуется консультация по поводу зависимости от компьютера".
Филиал №7 ГБУЗ "МНПЦ наркологии ДЗМ"
Москва, Шверника ул., д. 10 «А»
Амбулаторно реабилитационное отделение:
бесплатные реабилитационные программы для игроманов (взрослые);
помощь родственникам
Возможность получить одну консультацию анонимно, очно.
Детский наркологический центр МНПЦ наркологии ДЗМ "Квартал".
Лечение интернет-зависимости, группы для интернет-зависимых и их родителей.
Ленинский пр., 89а.
Регистратура: (499)783-27-67
Ординаторская: (499)783-27-63
Социальная служба: (499)132-88-32
Работают с жителями г. Москвы до 18 лет, очно, консультируют по телефону.
Центр профилактики табакокурения и нехимических зависимостей МНПЦ наркологии ДЗМ
Помощь при нехимических зависимостях.
Адрес: улица Остоженка, 53а.
Время работы: с 8.00 до20.00
Телефон регистратуры: 8 (499)-245-07-48
В органы охраны правопорядка:
При обнаружении в интернете детской порнографии и другого запрещенного контента:
Горячая Линия Фонда Дружественный Рунет http://www.friendlyrunet.ru/.
Прием сообщений от граждан о наличии на страницах сайтов в сети Интернет противоправной информации на портале Роскомнадзора.
Безопасность в интернете:
Обзор средств родительского контроля
http://zoom.cnews.ru/publication/item/25940/1
· Правила безопасной работы в интернете от компании Microsoft
http://www.microsoft.com/rus/protect/default.mspx
· Ролики по безопасному использованию интернета от компании Google
http://www.youtube.com/watch?v=3Ap1rKr0RCE
http://www.youtube.com/watch?v=5YhdS7rrxt8&feature=channel
http://www.youtube.com/watch?v=AMCsvZXCd9w&feature=channel
Документы социальной службы. Материалы для родителей.
Вы действительно хотите удалить папку?