ОСНОВЫ ДУХОВНО- НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ (ОДНКНР)

С 1 сентября 2015 года наша школа вошла в Пилотный проект "Основы духовно- нравственной культуры народов России"

 

ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ (ОРКСЭ)

 

НОРМАТИВНАЯ БАЗА

СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ

КОНКУРС "Рождественская звезда"

НОВОСТИ 2014-2015 учебный год (архив)

 
 

 

15.02.2018
13 января 2018 года при поддержке Общественной методической службы Северо-Западного Викариатства Русской Православной Церкви, Городского методического центра Департамента образования г. Москвы, Дворца творчества детей и молодежи «Хорошево» и Детского музыкального театра «Домисолька» во Дворце творчества детей и молодежи «Хорошево» состоялся Гала-концерт Фестиваля «Рождественская звезда» для детей и молодежи с ограниченными возможностями здоровья. В Фестивале приняли участие 16 образовательных организаций, более 300 детей приехали на праздник.. В концерте были представлены выступления от Дворца творчества детей и молодежи «Хорошево», ГБОУ Школы № 830 , ГБОУДО ДТДМ «Неоткрытые острова», ГБОУ Школа № 1411, ГКОУ СКОШИ №102, ГКОУ СКОШИ №52, Школа 1560, ГБОУ РОЦ № 76 , ГБОУ Школа № 108, ГКОУ СКШ №571, ГБОУ Школа № 2010 СП 4, ГБОУ СКШ № 869, ГКОУ СКОШИ № 31 и школы-интерната № 17. Все участники фестиваля были награждены дипломами и благодарностями от Северо-Западного Викариатства Русской Православной Церкви, Городского методического центра Департамента образования г. Москвы, и, конечно же – долгожданными подарками. Надо сказать, что подарки для ребят были подготовлены силами приходов Северо-Западного Викариатства Русской Православной Церкви.
подробнее
обновлено: 02.02.2018
12.01.2018
по выбору родителями (законными представителями) учащихся модулей комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»
подробнее
обновлено: 01.02.2018
24.12.2017
Более сорока номеров показали детские коллективы: театральные постановки, сольные и хоровые номера.
подробнее
обновлено: 01.02.2018
24.12.2017
Награждение прошло 24 декабря 2017 года. В Конкурсе принимали участие на добровольной основе обучающиеся дошкольного, начального и среднего звена. Конкурс был организован Северо-Западным Викариатством города Москвы и Подворьем Патриарха Московского и всея Руси - храмом Покрова Пресвятой Богородицы в Покровском-Стрешневе при участии Городского методического центра Департамента образования города Москвы.
подробнее
обновлено: 01.02.2018
22.12.2017
по ОРКСЭ, по курсу « Основы православной культуры» (ОПК) и «Основы мировых религиозных культур» в 4 классе ГБОУ «Школа № 830».
подробнее
обновлено: 02.02.2018
15.12.2017
- Научно-практическая конференция для учителей ОРКСЭ и ОДНКНР, воспитателей ДО, педагогов дополнительного образования детей на тему: " Нравственные ценности и будущее человечества".
подробнее
обновлено: 02.02.2018
04.12.2017
С теплыми словами к присутствующим обратился отец Михаил Титов, настоятель храма Покрова в Покровском-Стрешневе, пожелал любви и веры, преподнес памятные подарки.
подробнее
обновлено: 02.02.2018
30.11.2017
в 4 классе «А» ГБОУ «Школа № 830» провели: учитель начальных классов Хрузина М.Е. и общественный методист и помощник настоятеля храма Покрова Пресвятой Богородицы в Покровском-Стрешневе по вопросам образования Козлова М.И .
подробнее
обновлено: 02.02.2018
24.11.2017
Приглашаем семьи, образовательные и социальные учреждения принять участие в ежегодном городском фестивале «Рождественская звезда» для детей с ограниченными возможностями здоровья. В фестивале могут принимать участие как отдельные авторы и исполнители, так и детские / детско-родительские коллективы. Подробная информация в прикрепленном файле. Для участия в Фестивале необходимо пройти электронную регистрацию на сайте www.opkszao.ru (раздел «Конкурсы, олимпиады»)
подробнее
обновлено: 24.11.2017
16.03.2017
В мероприятии участвовали ученики 4 классов. Нелегко пришлось ребятам. Вопросы были интересными и познавательными. Но ученики нашей школы достойно выступили и заняли 1 МЕСТО! ПОЗДРАВЛЯЕМ! Ребята получили грамоты и подарки. Спасибо учителям, подготовившим участников, ребятам, родителям, болельщикам. Молодцы!
подробнее
обновлено: 27.03.2017
31.01.2017
Конференция проводилась в рамках XXV Международных Рождественских образовательных чтений «1917 — 2017 : уроки столетия » в Храме Христа Спасителя. В пленарном заседании приняли участие первый заместитель руководителя Департамента образования Москвы Васильева Т.В., председатель Комиссии по образованию Московской Думы Молев А.И., председатель Отдела религиозного образования и катехизации Московской епархии иеромонах Онисим (Бамблевский), начальник управления дошкольного и общего образования Министерства образования Московской области Морозова И.В. Особое внимание на конференции было уделено актуальным вопросам воспитания детей, решению проблем духовных подмен и разного рода зависимостей в детской среде, аспектам духовно-нравственной культуры, в числе которых: патриотизм, информационная безопасность, физическое и духовное здоровье подрастающего поколения. Московские Рождественские чтения выполняют в столичном регионе роль площадки, на которой обсуждаются наиболее актуальные и важные вопросы духовных традиций и общественно значимых новаций в духовно-нравственном воспитании учащихся. На конференции были представлены детские творческие коллективы школы искусств имени М.А. Балакирева.
подробнее
обновлено: 02.02.2017
17.11.2016
Фестиваль для детей с ограниченными проблемами здоровья VIII вида «Рождественская звезда» Приглашаем вас принять участие в Фестивале для детей ограниченными проблемами здоровья VIII вида «Рождественская звезда» Цель фестиваля: создать особую творческую среду для детей с ограниченными возможностями здоровья и приобщить их к традициям русской православной культуры. Среди заявленных задач: формирование нравственно – эстетических чувств и убеждений, поощрение социального взаимодействия и преодоление неуверенности в себе, знакомство с традициями русской православной культуры. В рамках Фестиваля пройдут конкурсы по следующим номинациям: • вокальное исполнение; • хореография; • семейный номер; • художественное слово; • театральное искусство; • изобразительное творчество; • декоративно-прикладное творчество. . Фестиваль проводится в два этапа: 1этап- предварительный этап, просмотр и отбор видео материала, работ художественного и прикладного искусства до 20 декабря; 2 этап – Гала -концерт состоится в 11:00, 24 декабря 2016 года. Подача заявок, видеозаписей выступлений и музыкального сопровождения до 20 декабря 2016 года. Приём творческих работ до 20 декабря 2016 года. Место проведения Фестиваля: ГБОУ Школа № 830, корп.1 (ул. Большая Набережная, 23). Информация о Фестивале размещается на сайте ГБОУ Школа 830 http://sch830sz.mskobr.ru .
подробнее
обновлено: 18.11.2016
25.10.2016
Это грантовый проект, дети смогли бесплатно побывать на трех экскурсиях в один день, а также посоревноваться в поисковой игре-квест. Специально для данной игры в каждом храме были определены задания, которые ребята легко выполняли. Как походила экскурсия можно увидеть, посмотрев фильм.
подробнее
обновлено: 16.11.2016
24.10.2016
Стало хорошей традицией участие ребят нашей школы в конкурсе «Покровская сторонушка», который проводит ежегодно Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Покровском-Стрешневе. Конкурс был объявлен Северо-Западным викариатством г.Москвы и храмом Покрова Пресвятой Богородицы в Покровском-Стрешневе. Дети передали свои работы в храм. Награждение победителей и участников конкурса прошло 16 октября, в день празднования Дня муниципального округа и района Покровское-Стрешнево. А авторы лучших работ будут награждены памятными подарками. В этом году приняли участие д\о «Крепыш» - 6 человек, «Пчёлка» - 3 человека и 3 человека из 1 «П» класса, корпуса ГБОУ Школа 830 № 2, 3,4. В конкурсе приняли участие более 50 человек. Спасибо участникам конкурса!
подробнее
обновлено: 28.10.2016
26.04.2016
Конкурс был организован Северо-Западным Викариатством города Москвы и Подворьем Патриарха Московского и всея Руси - храмом Покрова Пресвятой Богородицы в Покровском-Стрешневе. Родители и дети, по желанию, изготовили замечательные сувениры для одиноких людей. Ребята были награждены грамотами и сувенирами за участие в конкурсе. Для детей и взрослых праздник был организован детский концерт, мастер-классы по гончарному делу, валянию шерсти, мозаичного искусства, бесплатные: угощение и чай, сахарная вата и катание на лошадях.
подробнее
обновлено: 23.07.2016
18.02.2016
С декабря 2015-ого года по февраль года 2016-ого наша школа жила в предвкушении настоящего чуда! Приглашение на "Сретенский бал", посвящённый окончанию года литературы и православному празднику Сретение, стало отправной точкой в путешествие в страну изящества и радости! 15 февраля состоялся дебют старшеклассников школы №830 на этом красивом мероприятии. Чтобы достойно представить родную школу на балу, школьники провели шесть репетиций в стенах школы и одну выездную в кадетском корпусе Министерства юстиции, а также познакомились со стилем и антуражем пушкинской эпохи. Бал был организован при поддержке Департамента образования и собрал учеников из нескольких школ Москвы, Зеленограда и даже Северодвинска.
подробнее
обновлено: 23.07.2016
17.02.2016
Ежегодно наши обучающиеся принимают участие в этом конкурсе, цель которого в том, чтобы ни один человек не остался без теплых слов или подарка на Рождество...
подробнее
обновлено: 16.05.2016
16.02.2016
По традиции 15 января 2016 года в Корпусе № 3 была показана "Рождественская сказка"
подробнее
обновлено: 16.05.2016
15.02.2016
"Детская лепта" - название кружка милосердия, который был организован Великой княгиней Елизаветой Федоровной для того, чтобы приобщить детей из благородных семей к делу милосердия и заботы о ближнем. Средства, вырученные от продажи детских изделий, передавались нуждающимся детям.
подробнее
обновлено: 23.07.2016
11.01.2016
14 ноября 2015 года в Школе № 830 прошел Муниципальный тур олимпиады по "Основам православной культуры" .Всего приняли участие 300 обучающихся образовательных организаций. К школьникам и родителям с приветственной речью обратился. о. Сергий Продолжительность тестирования для 1-7 классов определена в 60 минут ,а для 8-11 классов-90 минут. С заданиями дети справились.
подробнее
обновлено: 16.05.2016
05.02.2016
Одна из важнейших задач курса "Основы религиозных культур и светской этики"— это доверительное общение между родителями и детьми с опорой на нравственные основы семейной жизни. Семья основана на любви, взаимной поддержке, взаимопонимании. Счастье детей зависит от обстановки в семье, от степени взаимопонимания и доверия, от способности взрослых пережить все проблемы ребёнка, найти и сказать ему вовремя нужное слово. Содержание курса "Основы религиозных культур и светской этики" имеет воспитательный, нравственно-развивающий характер. Успешное решение воспитательных задач возможно только в согласованном взаимодействии семьи и школы. Новый учебный курс рассчитан именно на такое педагогическое партнёрство учителей и родителей.
подробнее
обновлено: 23.07.2016
Уважаемые родители!

 

С 2012 года в 4-х классах всех общеобразовательных учреждений в Российской Федерации преподается комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики». Если Ваш ребёнок в настоящее время обучается в 3 классе, вскоре Вам предстоит участие в выборе одного из шести учебных модулей, которые составляют данный курс.

 

Главная цель введения данного комплексного учебного курса - воспитание детей в школе с учётом культурных особенностей и потребностей семьи учащегося и самого ребёнка. Повсеместному введению курса с 2012 года предшествовала его успешная двухлетняя апробация в 2009-2011 гг. в 21 регионе России. В московской системе образования курс успешно преподаётся с 2012 года.

 

Курс имеет предметно-модульную структуру и состоит из шести отдельных учебных модулей по выбору семьи учащегося, ориентированных на запросы основных мировоззренческих групп, народов России в современном российском обществе.

 

Курс содержит:

  • четыре модуля по основам традиционных религиозных культур народов России: «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры»;
  • модуль «Основы мировых религиозных культур» направлен на ознакомление учащихся с историей и культурой основных религий, традиционных для народов Российской Федерации.
  • модуль «Основы светской этики» предусматривает изучение и освоение общепринятых в нашей стране норм светской или гражданской этики.

 

Обращаем Ваше внимание, что выбор модуля, который будет изучать в 4 классе Ваш ребёнок — исключительно право Вашей семьи, только Ваше право!

 

Ваше решение обязательно должно быть зафиксировано личным заявлением, форма которого также утверждена указанным регламентом.

 

Информационная служба Департамента образования города Москвы

 

Вопросы и ответы

о преподавании комплексного учебного курса
«Основы религиозных культур и светской этики»
(далее - курс ОРКСЭ)
в общеобразовательных учреждениях города Москвы
(на основе наиболее часто поступающих вопросов от родителей)

 

Обязателен ли данный курс для изучения в четвёртом классе?

Курс ОРКСЭ является обязательным в 4 классе, его изучение введено во всех общеобразовательных учреждениях Российской Федерации с 1 сентября 2012 г., 1 час в неделю.

Можно ли выбрать для изучения несколько модулей курса ОРКСЭ?

Родителям необходимо выбрать только один модуль. Принятие решения о записи ребенка на изучение определенного модуля без согласия его родителей (законных представителей) не допускается. Представители школьной администрации, учителя, работники органов управления образованием ни в коем случае не должны выбирать за семью модуль курса, без учёта мнения родителей учащегося определять, какой именно модуль будет изучать их ребёнок.

Какие изменения произойдут в учебном процессе конкретного образовательного учреждения? Не будет ли изучение курса ОРКСЭ проводиться за счёт учебных часов по основным предметам (русский язык, математика, иностранные языки)?

Учебный процесс в каждой школе организуется в соответствии с учебным планом, разрабатываемым в школе самостоятельно на основе федерального базисного учебного плана, утвержденного государственным стандартом общего образования. Количество часов, предусмотренных учебным планом школы на изучение конкретного предмета, не может быть меньше количества часов, отведенных на изучение данного предмета федеральным базисным учебным планом.

Кроме этого, каждое образовательное учреждение имеет возможность самостоятельно распределять не менее 10% часов учебного плана, составляющих школьный компонент учебного плана (компонент участников образовательного процесса). Часы этого компонента могут быть использованы школой на введение дополнительных курсов, дисциплин, организацию индивидуально-групповых занятий, деление класса на подгруппы.

В связи с изменениями федерального базисного учебного плана для общеобразовательных учреждений Российской Федерации (приказы Минобрнауки России от 31.01.2012 г. № 69 и от 01.02.2012 г. № 74) курс ОРКСЭ становится обязательным для изучения учащимися четвертого класса (годовая нагрузка — 34 учебных часа). Курс ОРКСЭ вводится в учебный процесс за счёт часов школьного компонента (компонент участников образовательного процесса), что не приведёт к уменьшению обязательного количества уроков по другим предметам, установленного федеральным базисным учебным планом, а также к увеличению общей учебной нагрузки школьников.

Можно ли заменить 3-й час физкультуры изучением модуля курса ОРКСЭ?

В настоящее время около 70% обучающихся подвержены гиподинамии. В целях повышения двигательной активности школьников, укрепления и сохранения здоровья обучающихся с 2010 года во всех классах общеобразовательных учреждений введен третий час физической культуры.

Правильная организация образовательного процесса, распределение уроков в течение дня и учебной недели в соответствии с требованиями СанПин положительно влияет на физическое и эмоциональное состояние ребёнка. Сокращение количества уроков физической культуры является нарушением действующего законодательства в сфере образования.

Какие учебники желательно использовать для изучения курса ОРКСЭ?

В учебном процессе образовательных учреждений, подведомственных Департаменту образования города Москвы, используются только учебники, включённые в Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях. В настоящее время по разным модулям ОРКСЭ подготовлено уже много учебников, основные учебные комплекты представлены книгами ведущих российских учебных издательств «Просвещение», «Дрофа», «Русское слово».

Если в одном классе будет выбрано несколько модулей, каким образом учитель и школа должны поступить?

Модуль ОРКСЭ для изучения ребёнком выбирают его родители (законные представители). Система образования должна обеспечить этот выбор подготовленными учителями, пособиями, всем необходимым. Именно система образования в целом, а не отдельная школа. Если сразу это сделать не удастся, это будет сделано позднее, но вся система образования в городе работает и будет работать над тем, чтобы была обеспечена возможность преподавания любого числа модулей по выбору родителей в каждой школе. Таким образом, это не вопрос только отдельной школы и тем более отдельного учителя в школе.

Возможна организация занятий для школьников по некоторым модулям даже в учебных группах детей из нескольких, например, соседних школ. Это технические, организационные вопросы, которые должна будет решать система образования. Родителей они не касаются, родители полностью свободны в своем выборе.

Если в классе 28 человек, а 25 человек выбрали изучение модуля «Основы светской этики», а 3 человека — изучение модуля «Основы православной культуры», как делить класс и вести эти 2 предмета одному учителю?

Администрации образовательного учреждения необходимо обеспечивать изучение любого выбранного модуля (даже для одного ребенка в школе).

При изучении курса ОРКСЭ класс может делиться на подгруппы в зависимости от выбранного родителями модуля. Если в школе несколько 4-х классов и в каждом из них выбран определённый модуль, из этих подгрупп могут составляться учебные группы по этому модулю из учащихся нескольких 4 классов (не более нормативного максимального числа учащихся в классе). При этом вести разные модули (предметы) курса ОРКСЭ могут разные учителя в школе, а если отдельные модули (предметы) ведёт один учитель, он может делать это в разное учебное время с разными группами учащихся.

Расписание уроков будет составлено таким образом, чтобы уроки в каждой группе, независимо от её численности, проводились в соответствии с существующими требованиями. Например, это могут быть последние уроки в разные дни недели.

Преподавать этот учебный предмет может любой учитель школы?

Имеют возможность вести модули курса ОРКСЭ любые педагоги в школе (прежде всего, учителя-предметники по гуманитарным дисциплинам и учителя начальных классов), выражающие желание преподавать и успешно прошедшие соответствующую подготовку.

Учителя должны пройти курсы повышения квалификации (не менее 72 часов) в ГАОУ ВПО «Московский институт открытого образования», лаборатория истории и культуры религий мира (http://unescomsk.ru/), ФГАОУ ДПО «Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования» (http://www.apkpro.ru/ ), ФГАОУ «Федеральный институт развития образования» ( http://www.firo.ru/) или других образовательных центрах с получением установленного документа о успешном завершении обучения. Однако и в дальнейшем этим педагогам необходимо будет повышать свой уровень знаний для повышения качества преподавания курса ОРКСЭ, в том числе с учётом тех предметов, которые они ведут, профильной подготовки по отдельным модулям курса ОРКСЭ («Основы православной культуры», «Основы светской этики» и др.). Такие профильные курсы повышения квалификации для учителей также реализуются.

В ближайшем будущем в вузах начнется систематическая подготовка учителей для преподавания религиозных культур, светской этики по программам профессионального педагогического образования (бакалавриат и др.). Решения о разработке и реализации таких программ предусмотрены в принятых государственных планах обеспечения введения курса ОРКСЭ в общеобразовательной школе.

Правда ли, что к преподаванию будут привлекаться православные священники, служители других религий?

Нет. Курс ОРКСЭ преподают и будут преподавать учителя школ, прошедшие соответствующие курсы повышения квалификации, подготовки. На этапе апробации курса ОРКСЭ в ряде регионов и в дальнейшем при его распространении на школы всех регионов России было решено, что преподавать модули по основам религиозных культур будут светские учителя. Имея в виду под словом «светские», что это не атеисты, неверующие люди, а гражданские, обычные школьные учителя, не являющиеся служителями религиозных культов.

С этим согласны и все религиозные организации (Русская Православная Церковь, исламские, буддистские, иудаистские), выступающие в этом проекте партнёрами государства, семьи и школы в обеспечении необходимого качества преподавания соответствующих религиозных культур, исключающего искажения, неточности в представлении религиозных традиций.

Участие конфессий предусматривается в подготовке учителей по религиозным культурам, в разработке или экспертизе учебного и методического обеспечения. Привлекать служителей культа (священники, раввины, муллы и др.), даже имеющих необходимое для работы в школе образование, непосредственно к преподаванию ОРКСЭ нет необходимости. В то же время учитель может взаимодействовать со служителями культа, консультироваться у них, пригласить священника на отдельный урок или провести мероприятие в школе с его участием, если это целесообразно для достижения лучших учебных и воспитательных результатов. Такие встречи во внеурочное время, например в форме экскурсии в ближайший храм, могут проводиться с участием родителей учащихся, а также в качестве дополнительных, внеурочных занятий по курсу ОРКСЭ при желании школьников и также с согласия родителей.

Где можно посмотреть фрагменты «живых» уроков, а не просто статистику? Где можно посмотреть поурочный список обсуждаемых тем?

Материалы уроков есть в Интернете на сайтах, где представлены итоги апробации курса ОРКСЭ в регионах в 2009-2011 гг., в которых он преподавался. Например, на сайтах органов управления образованием Тверской области, Еврейской автономной области, Калининградской, Калужской, Костромской, Курганской областей, Красноярского и Камчатского краев и т.д. Ссылка на сайты, на которых представлены материалы от регионов, имеются на портале для оказания оперативной методической помощи методистам и учителям города Москвы: ( http://mioo.seminfo.ru/course/view.php?id=2056). На этом же ресурсе размещаются методические разработки московских учителей. Есть также специальные сайты, на которых размещены разработки уроков по модулям ОРКСЭ, например портал «Открытый класс»: ( http://www.openclass.ru/) Сетевые образовательные сообщества. Оказание методической и консультативной помощи педагогам, реализующим курс «Основы религиозных культур и светской этики». Своими материалами готов делиться Клуб содружества учителей ОРКСЭ: ( http://www.proshkolu.ru/club/orkisa/). В сети Интернет также представлены разработки коллективов и отдельных авторов. Много методических материалов представлено на центральном федеральном портале по ОРКСЭ.

Материалы по отдельным модулям представлены на сайтах религиозных организаций, конфессиональных образовательных учреждений. Например, материалы по урокам православной культуры на сайте Общероссийской Олимпиады школьников по Основам православной культуры на портале Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета: ( http://experiment-opk.pravolimp.ru/lessons).

Список основных обсуждаемых тем представлен в Примерной программе комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики», а полный список основных тематических единиц модулей ОРКСЭ дан в Приказе Минобрнауки России № 69 от 31.01.2012 г. «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденные приказом Минобразования России от 5.03.2004 г. № 1089 (поиск документов в сети Интернет по названиям).

Что родителям нужно будет купить для этого урока (тетрадь рабочая, книга для родителей, учебник)?

Никаких закупок учебной или дополнительной литературы по всем модулям курса ОРКСЭ для семьи, родителей не требуется. Все необходимые пособия будут поставлены за счёт бюджета города Москвы.

Что такое практические занятия по курсу ОРКСЭ?

Практическими занятиями в отношении методики преподавания могут быть уроки, занятия по модулям курса ОРКСЭ, предусматривающие выполнение учащимися практических работ: подготовки творческих проектов, презентаций, конкурсов, выступлений и т.п. индивидуально или в группах. В качестве практических занятий можно рассматривать и экскурсии, которые могут входить в программу обучения, в том числе в близлежащие храмы, мечети, синагоги для ознакомления с их устройством, убранством, историей и т.д. Такие экскурсии могут проводиться с согласия родителей общим порядком, но не предусматривают «обучение религии», практического приобщения детей к исполнению религиозных обрядов, участию в богослужениях и т.п. В преподавании религиозных культур не ставится задачи обучения детей религиозной практике. В то же время на подобных занятиях, экскурсиях учитель не может препятствовать детям свободно, по их желанию выражать свою религиозную принадлежность в формах, принятых в данной религиозной традиции. Однако при этом — без нарушения порядка проведения учебного занятия, экскурсии.

 

Если вы не нашли ответ на свой вопрос, задайте его в рубрике «Задать вопрос»